Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Корни наших народов

Четверг, 23 сентября 2010

Ну вот, к примеру, кому — русским или белорусам — записывать в свои прародичи вендов, упоминавшихся еще на закате Римской империи в “Гетике” историка VI века Иордана? “От истоков Вистулы (Вислы. — прим. Н. К.) на огромных пространствах” жили те, в честь кого был назван в Лифляндии город Венден. А уже почти современный, писавший в середине XIX века немец Гильфердинг так и озаглавил свой труд: “История балтийских славян”.

“В то далекое время не было ни русских, ни белорусов, ни украинцев в нашем современном понимании”, — констатирует О. Пухляк и рассуждает о том, что весь исторический путь русского народа мог бы повернуться иначе, стань центром его кристаллизации, к примеру, Псков или Новгород. Так или иначе, в 1188 году Папа Римский Климент III утверждал свое Икскюльское (ныне — Икшкильское) епископство в земле Ruthenia, а в 1264 году Урбан IV именовал cегодняшнюю Латгалию частью Russiae.

“В Кокнесе княжил Вячко (Вячеслав), охранявший речной путь и державший под своим влиянием часть земли латгалов и земли селов, с которых он собирал дань”, — продолжает О. Пухляк повествование о событиях 900–летней давности в долине Двины. От славянских княжеских имен Всеволода и Вячко пошли и Висвалдис, и Вецайс. Восточный берег Балтики, таким образом, постепенно становился ареалом византийской культуры, но падение Константинополя и раскол христианства привели к упадку процветающих княжеств Кокнесе и Ерсики. Княжеские усобицы рюриковичей окончательно вывели Прибалтику из сферы контроля Руси и Православия.
Первая масштабная попытка вернуть Ливонию последовала при Иване Грозном в 1557 году. Разрушительная Ливонская война, закончившаяся поражением Москвы, однако, не прервала мирные межэтнические контакты. И век спустя — в 1654 году — в Гольмсгофскую слободу приходит волна переселенцев. Православных, греко–православных (униатов), старообрядцев — всех, пожелавших принять магдебургское городское право из рук герцога Якова. С тех пор и стоит на Даугаве город Екабпилс, даровавший переселенцам “свободу богослужения, устройство церквей и училищ, на каковой предмет строевой материал может быть отпущен из герцогских лесов”.
Политика “интеграции” продолжилась и на Инфлянтах Польских. В нынешней Восточной Латвии, находившейся к концу XVII века под властью Варшавы, находилось, по инвентарям польских войтовств, 90% “захожих”, или “москалей”. А в те же годы пастор Эрнст Глюк из Мариенбурга (Алуксне) писал с помощью своих друзей, монахов из Псково–Печорской лавры, первый немецко–русский словарь. Оставалось совсем немного времени до того, как сам пастор станет директором гимназии в Москве, а его падчерица — первой императрицей России Екатериной Алексеевной.



Источник: Весточка.LV