Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » События

Как и зачем на свои средства бизнесмен открыл в Риге православную школу

Суббота, 12 ноября 2011

Конечно, ее “родители” испытали огромную радость от этого события отнюдь не местного значения. Школа такого рода, скорее всего, – единственная не только в Риге и Латвии, но и во всей Балтии. Это, безусловно, знаменательное событие для православной церкви. Хотя школа пока похожа на нежный зеленый тоненький росток, которому предстоит прижиться в мире суровой, без преувеличения, действительности. Приживется ли?

Благославляется быть…

- Я считаю, что у этой школы должно быть будущее, – это мнение педагога подготовительной группы Любови Валентиновны. – Мы не первые тут. Один из тех, кто организовывал православные школы – игумен Гедеон. Он вместе с патриархом Алексием Вторым открыл первую гимназию в Сергиевом Посаде. До того как прийти в нашу школу, я ездила к нему за благословением. И он подарил книгу, которая называется “Благославляется быть”. Раз наша школа имеет благословение, то она должна жить. И здесь все так хорошо продумано. Когда я впервые сюда вошла, душа моя обрадовалась:

Действительно, сама обстановка и оформление небольших классов, множество необходимых в обучении приспособлений, материалов ярких, даже нарядных, ощущение света и воздуха – все это дает буквально с первых же минут заряд радости.

- Мне тут больше всего нравится заниматься лепкой и математикой, – бойко отвечает на мой вопрос “подготовишка” Никита. – И еще я хочу на ракете летать, космонавтом буду. Для этого надо быть крепким, сильным и знать правила дорожного движения ракеты.

- Со мной в классе учится мой ангел-хранитель, – уверена его соученица Настя.

Но пора в класс. В первом классе – урок родного языка, главная книжка – букварь. Но не простой. Называется “Букварь для православных детей”. Сегодня ученики знакомятся с буквой “Т”.

- Я знаю сказку про теремок, – сообщает Оксана. – Там много животных вместе живут. Им тесновато, но им нужно быть дружными, веселыми, помогать друг другу. Я люблю букву “Т”, потому что мою любимую подружку зовут на “Т” – Таня. Еще больше люблю букву “А”, потому что почти все мои друзья на “А”…

А “приготовишки” на уроке православной культуры сегодня “идут” в храм. Учительница задает вопрос детям: когда они туда ходят?

- Я хожу туда с папой и мамой по воскресеньям, – тут же откликается Никита. – Я захожу в алтарь. Там рай. – И добавляет, что знает молитву “Отче наш” и читает ее утром и вечером.

- Я в воскресенье встаю в восемь утра, умываюсь, потом иду с бабушкой в церковь. Надеваю платочек. Там хорошо, – это рассказывает Ксюша.

Слушая эти нехитрые ответы, подумалось: как легко и естественно эти детки вставляют в свою речь такие слова, как любовь, добро, взаимопомощь, дружба, веселье… Почему же в нынешней реальной жизни им нет места или же они воспринимаются как нечто особенное, как говорится, из “другой оперы”? Почему “разумное, доброе, вечное”, которое хотят посеять в детских душах многие люди, в том числе и родители (никто не растит сознательно злодея, не так ли?), с возрастом тает, как дым? И что способна сберечь и сохранить из этих “вечных” ценностей школа?

Школа единомышленников

Легко не будет – это супруги Растороповы понимали с первых шагов. Впрочем, люди, которые живут жизнью духа, легких путей не ищут. Мы решили рассказать не только о школе, но и о самом Эдуарде Расторопове, не прибегая к форме биографического рассказа. Пусть он сам говорит о себе, а вы, уважаемые читатели, делайте выводы тоже сами.

- Эдуард, почему и как вы решили открыть эту школу?

- Мысль о ней возникла, когда мы искали школу для своего сына. В тот момент мы с супругой в полной мере почувствовали на своей семье влияние кризиса, охватившего систему образования и воспитания нашего подрастающего поколения. Об этом не особенно нынче любят говорить. Только иногда какие-то вопиющие вещи выходят наружу и становятся достоянием общественности. В школе в корне изменилась атмосфера, изменилось отношение учителей к ученикам и к своей работе и, в свою очередь, отношение учеников к учителям и к учебе.

Нынешняя атмосфера, не побоюсь этого слова, разврата в школах – повальное курение, наркотики, алкоголизм, распущенность, жестокость, – атмосфера терпимости ко греху, противоречит самой идее школы как безопасного места, куда родители водят детей, чтобы прививать им разумное, доброе, вечное. Что важно нам всем понять – эта обстановка не нравится и самим детям. Она противоестественна душе ребенка. В православии мы должны быть терпимыми к человеку, но не ко греху, начиная исправление прежде всего с самих себя.

Мы занимались созданием школы три года совместно с Латвийской православной церковью, по благословению митрополита Александра. Нашли помещение, сделали ремонт и открыли школу в этом году. Пока у нас работают подготовительный и первый классы. Все, как положено, – есть лицензия Министерства образования на организацию начальной школы. То есть работаем в рамках латвийского законодательства и государственной системы образования. У нас стандартная общеобразовательная программа. А во внеклассное обучение включены: общение со священником, уроки христианской этики и культуры, театральная студия, музыка, пение, бисероплетение, теннис, разного рода экскурсии: Деткам в школе очень нравится, они часто не хотят уходить домой.

Мы пока пошли по пути смешанного малокомплектного обучения, когда в одном классе обучаются разные потоки. Такое было раньше в сельских школах. Эта система не новая, и сегодня она существует и успешно практикуется, например, в США. Для нас главное, чтобы в педагогическом коллективе было единодушие в плане целей и задач обучения. Наши учителя – это прежде всего единомышленники, верующие, добросердечные и отзывчивые люди. Они все пришли к нам из общеобразовательных школ, с опытом работы в качестве руководителей, педагогов начальных классов. Стаж работы – от 20 до 40 лет.

Хлеб для души

- Понятно, что воспитание на православных традициях – это обращение к душе. Но вокруг жизнь-то другая… Вы уверены, что ваша школа поможет детям противостоять злу? Или, наоборот, когда они уйдут из вашей школы, окажутся абсолютно беззащитными?

- Это ложный стереотип. К тому же люди верующие не беспомощны – они уже предупреждены. В Евангелии Христос говорит: “Невозможно миру без соблазнов, но горе тому человеку, через кого соблазн приходит”. Люди православные все свои ответы черпают из Священного Писания, из молитв, и Господь нам открывает многое, когда, конечно, мы открыты к слушанию.

Человек – это прежде всего образ Божий. Человек обладает, как и Бог, свободной волей. Этим мы, люди Земли, отличаемся от остального сотворенного мира. Свободной волей обладают и наши дети. Чтобы они нравственно возрастали, мы должны понять, что хотел сказать Иисус Христос, говоря: “Будьте как дети”, поскольку таким, как дети, принадлежит Царство Небесное. А что это такое? Это устроение человеческой души определенным образом. Это кротость и всепрощение, это любовь и радость, это милосердие и вера. Таковы дети.

Чему я, человек зараженный заразами мира, могу их научить? Да, в свои 46 лет я на опыте знаю какие-то вещи. Моему старшему 23 года, второму – 10 лет, третьему – 6 лет и девочке 3 года. Я не просто решил заняться чем-то чуждым для себя. С начала 90-х годов я в бизнесе, у меня техническое образование – закончил в Петербурге Государственную морскую академию, бывшую “Макаровку”, а недавно окончил Рижскую духовную семинарию и получил богословский диплом. С некоторых пор стараюсь жить православной жизнью.

Конечно, происходят разного рода падения. Мы лицемерим, завидуем, гневаемся, тщеславимся, мы – рабы желудка и своих необузданных желаний. Посмотрите вокруг: в природе все гармонично, а в человеческом обществе – войны и ненависть.

Насколько то, чему мы учим, поможет или не поможет? Не стоит так уж драматизировать ситуацию. Существует дуализм во всем, в том числе и в Евангелии. С одной стороны, нам Господь говорит, что мы должны возненавидеть мир, а с другой – Бог-Отец настолько возлюбил земной мир, что Сына Своего Единородного послал на смерть для спасения этого мира. Вот и мы должны подражать Богу, узнавая Его волю, осуществлять в своей жизни Его заповеди.

Возвращаясь к вопросу о нашей школе, прежде всего мы должны быть единодушны с родителями и потому перед приемом в школу предварительно беседуем с ними. Зачастую родители хотят переложить на школу свой родительский крест. Мы им говорим: уважаемые родители! В силу вашей занятости, хотя в большинстве случаев это леность и нежелание заниматься своими детьми, вы получаете тот результат, который и должны. Ребенок либо гиперактивен, либо со скверным характером, самовольный. Теперь вы хотите переложить свои проблемы на наши плечи. Исправление же ситуации надо начинать с себя.

Тут, в школе, ребенок попадает в атмосферу предстояния перед Богом. Уроки у нас начинаются и заканчиваются молитвой. Молитва – истинный хлеб для души, другим хлебом душа не может насытиться – ни шашлыком с пивом, ни шоколадом, ни новостями, ни новой машиной, ни работой. И ребенку нужно жить в одной и той же атмосфере, чтобы не возникала раздвоенность в душе: в семье – одно, в школе – другое. Если семья православная и брак венчаный, то эта благодать защищает семью, ребенка, ограждая его от дурного влияния…

Будьте как дети?!

- Но до революции в России везде преподавали Закон Божий. И Владимир Ульянов учил его. Ну и что? Он вырос нравственным чудовищем…

- Огромное количество революционеров не просто учили Закон Божий, а закончили православные семинарии. И огромное количество священнослужителей впоследствии вышли из семей партийных деятелей. Многие прошли войну. Как сказал тот же приснопамятный Ульянов, пример – это не доказательство. Всего лишь жизненный факт.

Очень показателен XIX век, поскольку он богат метаморфозами. Яркий пример – Лев Толстой. За свою жизнь он дошел до того, что создал свое евангелие. Именно в XIX веке началась болезнь России, которая привела к гибели от инфекции вседозволенности и разврата, занесенного Западом. Удивляться не приходится, если в семинариях царила атмосфера насмешничества, кощунства.

Я бы на первое место поставил другое: кто и как преподает Закон Божий – вот в чем вопрос. Можно преподавать ту же физику или математику с позиций человека верующего. Результат будет не только познавательного толка, но и нравственного. Сегодня люди предпочитают скользить по поверхности знаний. Набрали по Интернету всего-чего и считаем себя образованными вполне.

- Будьте как дети… Но иногда вид этих детей просто страшный. Какие-то малолетние бандиты!

- С одной стороны, яблоко от яблони недалеко падает. А с другой стороны, образ Божий в человеке уничтожить нельзя. Один святитель церкви привел такой пример. Возьмите икону, всю испачканную грязью. Но постепенно, если ее почистить, подновить, то увидите прекрасные лики Спасителя, Богородицы, Кирилла и Мефодия. То же самое – и с детьми. Дети, они как губки. Они впитывают грязь, которую видят. В этом-то и трагедия.

Некоторые педагогические теории, например Руссо, Толстого подразумевают, что детей якобы нужно отпускать, и пусть себе растут на свободе. Вот вы выращиваете огород. Вы ведь его обрабатываете, сорняки выдергиваете? Так же и с детьми: если ими не заниматься, то и результат будет соответственным. Вырастут жестокосердные самоугодники и эгоисты…

Пребывание в вере


- Что все же является главной защитой человека в этом жестоком мире?

- Боюсь показаться банальным, но тем не менее начну с Символа нашей веры. Там сказано: верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. Что значит вседержитель? Он держит все в своей руке – сердце каждого человека, движение планет и маленькой букашки. И мы Им живем, движемся и существуем. Сам по себе человек ничего из себя не представляет – просто глина, прах. Да, что-то мы знаем, хотя еще Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”.

Защита наших детей – вера и родительская молитва. (К этому времени к разговору присоединяется супруга Эдуарда – Виолетта Расторопова. Она продолжает мысль мужа.)

Виолетта: – Сегодня нередко люди говорят, что они верят в Бога – теоретически. Но при множестве обстоятельств забывают о Боге, о том, что живут в мире, управляемом Богом. Образование в такой школе, как наша, дает постоянное пребывание в вере.

Обычно люди приходят в церковь, когда им плохо. А ребенок живет в мире веры естественно – он им дышит. Хотя дети чаще всего оказываются в нем не по своей воле, а по воле родителей. Но они им пропитываются.

Есть же разница, каким воздухом мы дышим. Вот в школе, расположенной рядом, второклассница избила трех своих одноклассниц. Представляете, каким воздухом она дышит? А у нас – воздух, пропитанный Божьим словом, любовью.

Зло и любовь

- Почему же тогда преподавание даже православной этики или культуры вызывает такое противодействие? В той же России столько было противников! Хотя, нельзя не отметить, сами дети восприняли эти уроки хорошо, без протестов.

- Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав, – продолжает Эдурад. – “Приди и виждь”, – говорит Христос. У нас в школе вы сами почувствовали атмосферу любви и спокойствия. Человек сам делает выбор. Достоевский сказал, что русский человек без Бога – дрянь. И я с ним полностью согласен. Потому что я сам – русский человек. Зло – беспринципно.

- Недавно в интервью российскому еженедельнику известный в прошлом тележурналист Александр Невзоров возмущенно заявил: почему дядьки с бородами будут меня учить?

- А кто нас должны учить? Юные полуобнаженные служители сцены с юными спортсменами? Проворовавшиеся политики? Личность Невзорова – скандальная. Все его репортажи замешаны на скандалах, он человека улавливал на крови, на мерзости. Человек – существо греховное, и волей-неволей он тянется на это, на какую-то сенсацию. Невзоров всю жизнь этому посвятил. А дерево познается по плодам. И когда читаю его слова: “Я нормальный мужик и поэтому не пойду в церковь”, что я могу сказать? Я тоже нормальный мужик. Я свое счастье обрел в церкви, и моя семья – тоже. И Господь мне его дал…




Источник: Весточка.LV