Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Культура

Соцмодерн с коровами: музей современного искусства на Андреевском острове

Четверг, 3 мая 2012

Разместится же музей со временем в живописном месте на Андреевском острове – в старой рижской гавани. Это должно быть просторное здание из стекла и бетона, где наилучшим образом будут смотреться порой весьма рискованные произведения наших современников.

Интернациональный коллектив экспертов уже отобрал 65 работ художников, скульпторов и дизайнеров из трех стран Балтии, России и Норвегии. Журналистам показали коллекцию, хранящуюся частично на ул. Мукусалас, а частично выставленную в Белом зале Латвийского национального художественного музея.

Половину большого зала занимали так называемые “объекты” и инсталляции, поначалу вызывавшие недоумение. Правда, после разъяснений авторов многое становилось на свои места. Молодой Каспарс Подниекс, недавний выпускник специальности “визуальные коммуникации” Академии художеств, кому Юрис Подниекс приходится дальним родственником, соорудил огромную конструкцию со старым двигателем, управляющим двумя “стрелами”, которые поочередно поднимаются и опускаются. На них, на такой же отнюдь не отполированной металлической полочке, стоят два старых телевизора, по которым все время показывают видео сельской местности с лугом, прудом и коровами на первом плане.

- Это те места под Валмиерой, где у моего отца располагается хозяйство, – объяснял автор. – А конструкцию я эту собрал из того, что валялось у нас в сарае – старые детали от сельскохозяйственных механизмов. Видите, все было ржавое, я почистил и собрал.

Каждый из телевизоров обшит коровьей шкурой – обратите внимание, одна рыжая, другая черная. У нас в хозяйстве было несколько коров, но сдавать молоко стало невыгодно, соответственно и держать наших буренушек не имело смысла. Пришлось пустить их на мясо. А шкуры – вот они…

Time will show – “Время покажет” – называется немного жутковатое сооружение Лиги Марцинкевичи, напоминающее усыпанный цветами и располагающийся на высоких ступеньках гроб с очень пышных похорон какого-то важного лица. Звучит музыка Вагнера, а если подняться по ступенькам и заглянуть в сам :, там идет видео с бабочками, картинами красивой природы и прочими земными радостями.

- Время покажет, что из этого останется на Земле и что будет принадлежать вечности как великие произведения, – поясняет автор. – Вся наша жизнь – один миг, а истинные ценности остаются. Как музыка Вагнера, к примеру.

Леонард Лапин из Эстонии на своих “агитплакатах” в стиле 1920-х издевательски обыгрывает серп и молот. Молот на нескольких плакатах выступает в виде фаллоса и даже восьмиконечного православного креста, что уже вовсе отдает кощунством. А два серпа – красный и черный – образуют то “сталинский круг”, то “красный крест с черным полумесяцем”, то “договор Молотова- Риббентропа”.

В общем, невинные орудия труда – а труд, как известно, во все времена облагораживает – служат какими-то устрашающими орудиями, даже затрудняюсь определить чего. Хотя гениальное творение “Рабочий и колхозница” Веры Мухиной, отстоявшей в свое время памятник Свободы коллеги Карлиса Зале, торжественно поднимает ввысь именно серп и молот.

Под стать эстонцу и его латвийский тезка Леонард Лагановский. Вот его серия табличек “Биография”, которую, по словам автора, он специально заказывал. Выполнены они в прежнем советском стиле – такие висели на дверях многих кабинетов.

Но у каждой, выполненной на латышском и русском, начиная с роддома и детского сада и до кладбища им. Райниса, где предположительно думает упокоиться в семейном пантеоне автор, внизу надпись “Первый отдел”.

Спросив у Леонарда, что сие означает, получила ответ:

- Первый отдел КГБ всегда следил за мной.

- И в детском саду вы это чувствовали?

- Да, чувствовал.

В общем, что сказать: Отдает это каким-то нездоровым восприятием действительности, ибо мы с автором росли примерно в одно и то же время и я, честно говоря, ничего подобного не ощущала.

Сущей отрадой здесь смотрятся две картины уважаемого директора Рундальского дворца-музея Иманта Ланцманиса Kalētu klets, которые он подарил будущему музею.

Рассказана целая история, ибо первая работа представляет начало строительства клети в 1830 году, а на второй – вид этого же сельского сооружения в 2005-м. На первой автор изобразил себя среди гостей – в виде художника в костюме той эпохи, посетившего вместе с женой сельское событие, а на второй он в своем нынешнем облике стоит на фоне зимнего пейзажа с клетью.

Ностальгию вызывают и фотоработы Мары Брашмане. Кафе Putnu dаrzs, располагавшееся со своими уличными столиками в 1964-м у стен нынешнего отеля Royal FG, танцующие твист на фоне рижских крыш Тамара Доброва и Эйженс Валпетерс. И он же, Эйженс, в 1976-м на реставрации Рундальского дворца вместе с ленинградским реставратором Виктором Шульгиным. И еще много чего доброго и светлого из нашего прошлого, мимо чего никак невозможно пройти…




Источник: Весточка.LV