Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Экономика

У латвийского государства отношение к авторам, как у сутенера к проституткам

Суббота, 31 августа 2013

Другие обещали переселиться в ближайшие страны и зарегистрироваться как авторы там — спасение утопающих в Латвии дело рук самих утопающих.

Как новое место проживания упоминалась, к примеру, Эстония, что можно назвать экзотическим шагом, так как потребуется спешно выучить эстонский язык, считает Арно Юндзе.

Третьи просто были испуганы — новый порядок грозил ухудшить их и без того плохое материальное положение, потому что часть латвийских работников искусства и сейчас вынуждены «сосать лапу». Я говорил с известным художником, охотники на картины которого находится раз в три года, потому что покупательная способность нашего общества не слишком высока. Вряд ли кто-то сумеет написать три романа в год, чтобы свести концы с концами, если искусство — единственный источник пропитания.

Ситуация получилась странная. С одной стороны, если кто-то открывает рот для публичной критики, он автоматически объявляет себя продажным человеком и жуликом, не желающим платить налоги.

С неуплатой налогов, конечно, все не так — авторы в этом отношении честная публика. Знаю переводчика, который готов заплатить вдвое больший налог, лишь бы век не видеть милые помещения СГД. Однако часть авторов уже годами борется против дискриминирующего неравенства между ними и другими налогоплательщиками, требуя от политиков упорядочить закон о статусе творческого лица, так как именно авторы из-за дискриминационной системы не могут получить от государства никакой социальной защиты. Фактически отношения латвийского государства и автора находятся на уровне сутенера и проститутки. Последняя только платит, но ее проблемы — это ее проблемы.

С другой стороны, попытка «упорядочить» вопрос с гонорарами недвусмысленно доказала, что мы в Латвии хотим как лучше, а живем так плохо, как живем. Эксперты Министерства финансов, не проконсультировавшись ни с Альянсом культуры, ни с творческими союзами, в быстром темпе высидели нечто — шлеп, шлеп, вот вам пирожок. После полученных на этой неделе пояснений все выглядит так же, как название комедии Шекспира — «Много шума из ничего».

Выходит, что соцналог касается только тех гонораров, которые получены параллельно с трудовым договором у того же работодателя. Несведущим это объясняется таким примером: «Если актер состоит в штате театра и получает зарплату, то за выступление в спектакле, который не включен в рамки трудового договора, в том же самом театре ему не могут, помимо зарплаты, выплатить гонорар, работодателю нужно будет включить плату за дополнительную работу в общую зарплату, со всеми налогами».

Странностей в этом примере столько, сколько блох на барбосе. Если, допустим, актер Национального (или любого другого) театра Х сейчас решил стать режиссером или драматургом, то если он это будет делать в Национальном театре, это будут трудовые отношения, а если в Валмиерском — гонорар.

Если редактор журнала, который явно не то же самое, что журналист, пишет статью для своего журнала, он не может быть автором, а если для конкурентов — может. Удивительно!

И само понятие дополнительной работы вытащено из-за пазухи в то время, как бухгалтера многих госучреждений еще дрожат в ужасе от этого термина, так как любой ревизор может высказать замечание по этому поводу. В конце концов, еще не все в этой стране вышли из режима большой экономии.

Напомню, что специалисты Музея литературы и музыки до сих пор работают неполную рабочую неделю с нагрузкой 0,8, так как с нынешним бюджетом полный рабочий день им оплатить не могут. А попытки изменить порядок налогообложения гонораров в момент, когда все сметы культурной столицы Европы (и не только они, но и проекты Культурного капитала, и съемки фильмов) уже давно утверждены, на самом деле, грозят значительными неприятностями в следующем году, когда Рига попытается изображать столицу европейской культуры.

Источник: Весточка.LV