Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Экономика

На коммунальном фронте -— перемены: выше зарплата -— больше и квартплата

Суббота, 30 ноября 2013

— С какими наиболее часто встречающимися проблемами жители обращаются в ваш департамент?

— Один из вопросов, часто поднимаемых в жалобах жителей, — недовольство процессом управления домом. В таком случае мы смотрим, кто обслуживает дом: если рижское домоуправление ООО Rīas namu pārvaldnieks (RNP), то мы передаем вопрос на рассмотрение правления, и предприятие само решает эти вопросы и разбирает ситуации, происходящие на участках. А если выявлены серьезные упущения — проводим проверку силами департамента. Если это товарищество владельцев квартир, то мы не вправе вмешиваться в работу частной организации, но можем оказать консультативную помощь.

В функции департамента входят надзор над качеством управления домов и предоставление жилья, но департамент подключается в тех случаях, если в деятельности работников домоуправления есть нарушения нормативных актов, если выписанные счета не соответствуют указаниям нормативных актов.
Сейчас, осенью, жители приходят с вопросами относительно смет на 2014 год, которые домоуправление разослало владельцам квартир для обсуждения. Больше всего жителей интересует: будут ли проводиться косметические ремонты в подъездах или почему им запланировали ремонт — они не готовы к такому дорогостоящему мероприятию…

— Раньше, когда в каждом микрорайоне работало домоуправление, жильцы могли прийти прямо туда, пожаловаться, посоветоваться, они знали в лицо и начальство, и работников. Неужели после централизации домоуправления порвались контакты между жителями и обслуживающей организацией?

— Есть жалобы на участки, что там не контактируют с жителями, не дают консультации на месте. Все выявленные недостатки мы указываем RNP, и они стараются эти недостатки устранять.

Традиционны жалобы на счета за воду. Одни не понимают, почему им надо платить больше, чем показывает счетчик воды, другие вообще не представляют, как рассчитывается плата за потребление воды. Были случаи, когда работники департамента выезжали на место, проверяли расчеты, сделанные домоуправлением, и нередко переплаченные деньги возвращались жителям…

Кто заплатит за “лишнюю” воду?

— Поправки к правилам № 1013 от 2008 года Кабинета министров в части коррекции воды предлагают новые меры для покрытия разницы между показаниями общедомового счетчика и суммы квартирных приборов. Может быть, теперь эта проблема решится?

— Да, в этой области есть изменения. Прежде правила Кабинета министров № 1013 от 2008 года регламентировали норму горячей и холодной воды на человека в размере 10 кубов в месяц в тех случаях, когда в квартире не установлен водомер или он своевременно не верифицирован. Новые поправки, которые вступят в силу с 1 января 2014 года, отменяют эту норму.

— Неужели у кого–то в Риге еще не установлены счетчики воды?

— Да, есть такие квартиры. Если в многоквартирных серийных жилых домах водомеры ставили в основном организованно и там ведется учет, то в небольших домах отсутствие счетчика не такое уж редкое явление, и учет воды в них ведется не всегда как надо. В основном это произошло там, где хозяева или наниматели решили “сэкономить”, то есть в квартире задекларирован один человек, квартира платит за 10 кубов воды, а на самом деле в ней проживают 4, 5 и более человек — и пользуются водой неограниченно.

— Какие еще изменения коснутся жителей и обслуживающие организации?

— Конечно, главное — это принятые решения о “разнице воды”. С 1 января 2014 года все количество воды, которое не учтено квартирными счетчиками, будет списываться на тех, кто не поставил счетчик–водомер, или не сообщает данные о расходе воды за текущий месяц, или не отдает приборы на верификацию и не обеспечивает проверку показаний индивидуальных счетчиков, которую должен проводить управляющий.

Например, разница между показаниями домового и суммой квартирных счетчиков в 45–квартирном доме за один месяц оказалась 90 кубометров. В доме все квартиры, кроме трех, аккуратно сдают в домоуправление показания расхода воды, у них верифицированы счетчики и они сотрудничают с управляющим.

В соответствии с новыми поправками эти 90 кубометров воды не будут распределять между всеми квартирами, а напишут в квитанции троих недисциплинированных жильцов. Они, конечно, будут возмущены, но правила есть правила. Наверное, это их заставит впредь более ответственно относиться к своим обязанностям и вовремя сдавать показания счетчиков. А тех, у кого их нет, — поставить дома счетчики и сотрудничать с управляющим…

— Несколько лет уже говорят о том, чтобы в домах самоуправления поставить счетчики нового поколения. Что задерживает хорошее начинание?

— RNP предлагал жителям ставить современные счетчики, чтобы не было проблем с показаниями и с теми жильцами, кто не впускает проверяющих в квартиру, чтобы сверить данные приборов. Новые приборы исключат вероятность сдачи неверных показаний потребления воды, что присутствует в некоторых случаях. Это недешевое мероприятие: надо платить за сами счетчики и потом за их ежемесячное обслуживание, поэтому жители пока не торопятся принять решение.

Останови рост квартплаты!

— Какие еще перемены произошли в сфере оплаты коммунальных услуг?

— Поправки к правилам также регламентируют расчет оплаты вывоза бытового мусора по квартирам, а не по количеству задекларированных в квартире жителей. И плата за лифты теперь войдет в плату за обслуживание дома, а не будет стоять в квитанции отдельной статьей. Хотя при выработке этого решения мы предлагали плату за пользование лифтом, то есть за электричество, которое расходуется при эксплуатации лифта, брать только с тех, кто пользуется лифтом, и сохранить платеж отдельной позицией.

— Получается, что эти изменения приведут к фактическому повышению квартплаты?

— Плата за лифт суммируется с платой за обслуживание, поэтому чисто математически общая сумма не увеличится. Но в следующем году возможно увеличение квартплаты вследствие повышения минимальной зарплаты, установленной с 2014 года. В домоуправлении зарплату получают дворники, рабочие, персонал администрации. А так как зарплата тем, кто обслуживает дом, платится из средств жителей, то есть из позиции “плата за обслуживание дома”, то в некоторых домах, где собственники квартир не примут другое решение, она может повыситься.

— То есть жители могут остановить рост квартплаты?

— Да, решения по плате за обслуживание дома принимают владельцы квартир, они могут сэкономить на какой–то статье расходов. Например, есть небольшие дома, где жители сами убирают территорию и не платят зарплату дворнику или находят какие–то другие возможности сокращения расходов.

Поэтому и важно активное участие дома в обсуждении сметы расходов. Если промолчали, спустили на самотек предложенные домоуправлением цифры, то смета с нового года вступает в силу. Какая есть. Есть активные дома, которые участвуют в обсуждении, советуются с нами, сами вносят предложения. Но у нас нет возможности контролировать деятельность каждого дома.

— Бывает, что жители и рады решать вопросы сами, но в доме 36, 45, 60, а то и 120 квартир, и собрать владельцев вместе не только проблематично, но и невозможно. Как же решать общие вопросы?

— Закон о квартирной собственности действует с 1 января 2011 года, но его положениями мало пользуются. Статьи 19, 20, 21 разрешают собственникам квартир формировать мнение собственников квартир путем опроса, собрания или по соглашению собственников о порядке приема решений.

Опрос собственников квартир ведется под протокол. Можно раздать анкеты с вопросами для голосования под подпись с информацией, до какого числа сдать ответы и куда бросить анкеты. Обычно предлагается почтовый ящик какого–то активного владельца квартиры, в подъездах обычно есть выбранные уполномоченные. Сейчас многие в домах, где созданы товарищества, пользуются такой возможностью.

Тревожные перемены

— Сейчас в Сейме рассматриваются еще два закона, которые непосредственно касаются коммунальных проблем. Что вы ждете от них?

— Чтобы быстрее принимать решения по дому, хорошо бы внести поправку в закон о квартирной собственности: чтобы в домах, которые не разделены на квартирные собственности, а принадлежат собственникам в идеальных частях, для принятия решения об обслуживании дома достаточно было 75% голосов, а не 100%. Также убрать из закона об обслуживании жилых домов пункт о принудительном назначении управляющего домом, так как эта норма практически неосуществима.

И, наконец, то, чего все ждут и одновременно боятся. Прямой расчет с поставщиками услуг. Если будет принято решение о переходе на прямой расчет по умолчанию на все услуги, а пока в законопроекте это так, то для жильцов оплата коммунальных услуг станет еще дороже…

— Как, вы считаете, лучше преподнести популярную в народе методику прямых расчетов?

— Новую систему надо вводить так, чтобы собственники квартир сами решали, как платить — напрямую поставщику услуг или по–прежнему через посредника. Известно, что не все дома хотят перемен и вместе с этим увеличения стоимости услуги; а есть дома, где жители не имеют претензий к управляющим и доверяют им. Потребителю надо оставить выбор…

Прощай, общага!

— Читатели “ВЕСТЕЙ”, которых беспокоит порядок не только в доме, но и вокруг него, спрашивают: какова судьба бывших общежитий, которые не только портят вид в микрорайонах, но и тревожат покой жителей?

— Рижская дума приняла решение реновировать старые общежития в социальные дома. Таким образом решатся две проблемы — сократятся очереди на муниципальные квартиры и ликвидируются здания–призраки. В этом году началась реновация. Сдан первый дом на 137 квартир в Вецмилгрависе на Зандарту, 2а. Это вариант экономквартир площадью до 20 кв. м для пенсионеров и инвалидов, первый этаж приспособлен для нужд людей с проблемами передвижения.

Готовятся к преображению по такому же типу бывшие общежития на Аглонас, 35/1, в Кенгарагсе и Иерикю, 28, в Пурвциемсе. Сейчас они законсервированы, готовятся проекты. Затем на очереди общежития на Доломита, 1, и Лиелупес, 1/10, в Болдерае. В Риге 24 бывших общежития и 14 социальных домов, так что перспективы для развития в этом направлении есть…

— Куда переедут нынешние обитатели общежитий, там ведь живут не только пьяницы и бывшие уголовники, гроза окрестных районов, но и матери–одиночки, пенсионеры?

— Реновация — дело не одного дня. Жильцов переселяют на другую равноценную жилплощадь в зависимости от того, насколько дисциплинированно они платят за жилье и как долго они жили в общежитии. Тех, у кого нет долгов за жилье и кто жил в общежитии не менее 7 лет (семьи с детьми — 5 лет), переселят в благоустроенные дома, кто не платит — те получат жилье либо в другом общежитии, либо жилплощадь с частичными удобствами или без удобств.

Красиво — значит чисто

— В Риге появилось значительно больше общественных туалетов, что радует и рижан, и гостей. Эта практика будет продолжаться?

— Сейчас на территории Риги работают 23 общественных туалета, обслуживаемых департаментом. Важно, что в этом году самоуправление построило общественный туалет на улице Скринду, что на конечной остановке городских и следующих в Рижский район автобусов на Абренес. Это надо было сделать давно, и пассажиры положительно отметили изменения.

Планирование и строительство этих необходимых санитарных пунктов занимает много времени, и в парках и скверах мы поставили красивые сезонные туалеты — например, на площади Ливу. Центр Риги обеспечен удобствами полностью. Чтобы не ломали замки на дверях, мы сделали вход бесплатным.

Выпущен буклет с адресами туалетов, который можно получить в туристических информационных центрах и центрах клиентов РД. Все адреса можно найти и на сайте департамента — http://mvd.riga.lv.

— Какие еще работы сделаны для блага рижан?

— Сейчас в Риге в центре города и в микрорайонах обустраиваются зеленые уголки, комфортабельные и красивые места отдыха, в том числе пляжи, велодорожки. В частности, парк на прудах Марас сейчас не узнать, как и район Спикери, пляжи на Даугаве.

Сейчас Рижская дума заключила договор о привлечении средств Еврофондов с Министерством среды и регионального развития — с целью рекультивации свалки самоуправления в Клейсты, которая там существовала с советских времен, а потом была законсервирована. Еврофонды выделяют на это 1 млн. латов. Задача — убрать свалку и подготовить площадку для дальнейшего использования. Возможно, и в Клейсты через какое–то время будет построена зона отдыха.

— В будущем году продолжатся работы по благоустройству города?

— В 2014 году Рига станет культурной столицей Евросоюза, и мы вместе с муниципальным предприятием R?gas me?i стараемся украсить Ригу и обеспечить чистоту и порядок: чтобы работали фонтаны, было чисто, достаточно мусорных контейнеров и туалетов.

Еще нет нового бюджета, и говорить о планах на будущий год преждевременно. Пока ясно, что мы будем благоустраивать кладбища — ремонтировать дорожки, это никогда не делалось.

Департамент планирует вложить больше средств в мелиорацию микрорайонов столицы, в те районы, где это требуется в первую очередь.

Будем ремонтировать освободившиеся квартиры для очередников, чтобы предложить квартиры в домах вторичного жилья. Некоторые очередники, например, предпочитают въехать в старую “серийку” в Иманте, например, чем в новую квартиру в Болдерае.

Продолжаем хороший проект сбора опасных отходов — батареек, краски, телефонов. В Риге работают 8 пунктов сбора, информация на сайте департамента — http://mvd.riga.lv…

Куда идти?

Жалобы и предложения жителей принимаются в центрах обслуживания клиентов Рижской думы. В Департаменте жилья и среды Рижской думы на Бривибас, 49/53, жителей также принимают на 5–м этаже, для получения номерка очередности надо нажать соответствующую кнопку на пульте. Если жители хотят отказаться от услуг управляющего RNP или наоборот — следует обращаться в 512–й кабинет…

Источник: Весточка.LV