Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Культура

Вышла новая книга Далии Трускиновской – «Сиамский ангел»

Четверг, 8 июля 2010

В Ригу уже завезли первые тиражи новой книги знаменитой латвийско-российской писательницы Далии Трускиновской «Сиамский ангел». Выпустило ее рижское издательство «Снежный ком», которое с недавних пор работает и в Москве. Это уже 33 книга автора – и вновь Далия Трускиновская сильно удивила читателей: написала сакральные повести и вовсе не церковно-канонические.

Только Далия Мейеровна зарекомендовала себя, как автор историко-приключенческих и –детективных романов на смену фантастических произведений, как вдруг вышли сразу две мистические повести под одной обложкой – «Ксенья» и «Сиамский ангел». Но писательница и здесь отличилась от абсолютного большинства коллег по цеху: одни из главных героев произведений – это святые Ксенья Петербуржская и Касьян Немилостивый, жизнь которых доказывает, что страх бывает вовсе не тогда, когда льется кровь и пробирает до печенок от «загробных кошмаров»…

«С «попаданцами» мне не по пути!»

- Уж не совсем я завязала с фантастикой, как литературным приемом, но… Просто теперь само слова «фантастика» изгадили до неузнаваемости! – замечает Далия Мейеровна. – Сейчас под фантастикой понимают исключительно всякие звездные боевики да истории с «попаданцами». Кто такие «попаданцы»? Читали книгу Марка Твена «Янка из Коннектикута при дворе короля Артура»? Так ведь прекрасное произведение – и фантастическое! Но Твен в гробу переворачивается: он, сам того не желая, дал повод последователям (причем, далеко не самым талантливым) писать в том же духе.

Например, живет где-то простой российский парень Вася, его треснули по голове на улице и он очнулся в… XII, XVII или еще каком-нибудь веке при дворе какого-нибудь герцога или вообще в шкуре Петра Великого. А поскольку этот Вася более менее представляет расстановку сил (ну, то, что в школе учил), способствует реформам, скажем, Петра I, используя знания человека XX-XXI веков, и начинает ТВОРИТЬ. Обычное дело в нынешних книжках… Вот такие персонажи и называются «попаданцы». И очень печально, что теперь масса фантастических романов населена именно ими, – говорит писательница.

А Далия Мейеровна предпочитает, например, сакральную фантастику или же мистику. Термин «сакральная фантастика» предложил Дмитрий Володихин – московский историк, писатель, общественник. Он создал историко-литературное общество «Бастион» и собрал вокруг себя людей, которые пишут фантастику и мистику, но не банальную. В центре произведения «из сакральной фантастики», по определению, имеется Бог и все, что с ним связано. Тот самый Бог, о котором мы знаем из религиозной литературы, а не выдуманный очередным фантастом и не перенесенный на какую-нибудь далекую планету, где вершится суд при помощи бластеров…

Хотя сакральная фантастика – вовсе не каноническая церковная литература, не развитие жития православного святого. Это произведения, в которых действуют святые, в таких книгах сильное религиозное начало и во главу угла ставится душа человека. В то же время и «Ксенья», и «Сиамский ангел» – вполне мистические произведения: если разобраться, то все в стиле популярного литературного направления.

«Нет греха, который превозмог бы милосердие Божье…»

- Мистический страх может быть ведь не только от рек крови и жутких демонов. Теперь почему-то слишком много людей верят скорее в дьявола, чем в Бога, и писатели, обычно, выбирают в книги именно нечистого, – вздыхает собеседница. – Но страх может вызывать и то, как, например, ведет себя моя героиня Ксенья: она же взбунтовалась против Бога! И потом она с большим трудом примиряется с Богом.

У Ксеньи умер горячо любимый муж Андрей Федорович. Однако она, убитая горем, не приняла постриг, не ушла из мирской жизни, где все кончилось, в монахини, а переоделась в костюм Андрея Федоровича и стала бродить по Петербургу, требуя, чтобы ее называли именем мужа. Ксенья знала, что супруг умер без покаяния…

Есть такое поверье: когда человек перед смертью не успел покаяться в грехах и получить отпущение, то за них пойдет в ад. Я не думаю, что все именно так, ведь Богу виднее… И Ксенья приняла на себя подвиг юродства. Она бродила как юродивая, в нее мальчишки грязью швыряли, а добрые люди кормили, милостыню давали. Она пыталась так выстроить мир, где Ксенья умерла без покаяния, а Андрей Федорович остался жив и всех просит молиться за упокой души любимой супруги.

Ксенья все вывернула наизнанку, она не поверила Богу в том, что Он способен на милосердие. Хотя христиане знают аксиому: нет такого греха, который превозмог бы милосердие Божье! Ксенья таким образом воевала с самим Богом… Но в какой-то миг она переодевается в женское платье и с Богом мирится. Вот меня как раз эта история и заинтересовала, а так же – чудеса, которые творила Ксенья. У меня эти чудеса объясняются тем, что ей ангел помогал. Как было на самом деле, я, понятно, не знаю, но допускаю: человек, который ввел себя в молитвенное состояние (Ксенья постоянно молилась!), приобретает сверхъестественные способности.

Но нет в книге таких чудес, что Ксенья махнула рукой и с неба золото посыпалось. Она что-то предсказывала, плохого человека сразу видела. Например, один купец хотел ей денег дать, а Ксенья ему сказала: «Ты сначала своих брошенных детей накорми!» Знать это она не могла, но вдруг увидела истину, будучи в молитвенном состоянии, когда мозг человека работает уже по совершенно иным законам…

Не бойтесь испачкать свои ризы!

«Ксенья», разумеется, художественное, а не церковное каноническое произведение, равно как и «Сиамский ангел» – тоже сакральная фантастика, но уже совершенно другая.

- В этой книге я раскручиваю придание, а не каноническую историю из жизни святого – Касьяна Немилостивого (он прославился как богослов). Легенда такая. Как-то раз Бог позвал к себе святого Петра, Павла и Касьяна. Дело происходило где-то на границе этого света и иного…

И вот они втроем собрались, надели чистые ризы и пошли по дороге к Богу. Дорога, почему-то, тоже была вполне земной. И увидели они, что в грязи на дороге застряла телега, которую старенький мужичок не может сам вытащить. Тогда Петр и говорит: «Я великий грешник – трижды Господа предал. Ну прибавится мне еще и опоздание на встречу с Богом – хуже все равно уже не будет». И он влез в грязь, испачкал ризы, но помогал мужичку выталкивать телегу. Павел тоже сказал: «И я великий грешник, раньше преследовал христиан, поэтому опоздание к Богу мало что изменит». Вдвоем вытолкали телегу, а Касьян все время стоял в стороне – ризы боялся испачкать.

Пришли они к Богу, а тот и спрашивает: «Где же вы так испачкались, не могли ко мне в чистом придти?» Те ему рассказали, и Господь обращается к Касьяну: «А ты почему не помогал? Так тебе теперь и ходить в белых ризах. Такое тебе и будет почтение от народа, как тому, кто в беде не помогает». И кстати, Касьян – святой, о котором в народе, действительно, почти никто ничего не знает…

Однако главный герой не он, а Марек, который очень своеобразный человек. Читали «Парфюмера» Зюскинда? Главная особенность героя в том, что он не имел собственного запаха, зато все остальные определял на раз. И у Марека острая чувствительность к запахам людей, но они вызывают в нем брезгливость. Марек дистанцируется от людей, поскольку они ему неприятны. И в чем-то он похож на Касьяна: нашли друг друга.

Марек – человек, который не способен перешагнуть через что-либо в себе ради любви, даже в грязи не захочет испачкаться, если придется выручать… А сюжет книги: герой проходит через несколько жизненных ситуаций и все больше выясняется, что он не способен любить. И в результате, он за это и получает по полной. Так что, уважаемые читатели, любите, поскольку Он все видит! – говорит Далия Трускиновская.



Источник: Весточка.LV